От первых шагов к мастерству

on-line журнал о фотографии

Ручной и полуавтоматические режимы камеры: советы начинающим

Цифровая фотография дала любому обладателю камеры потенциал стать настоящим фотографом. Сегодня даже компактные камеры оснащены функциями, которые раньше встречались лишь в «серьезных» зеркальных фотоаппаратах.

Проблема в том, что большинство людей, выросших с фотоаппаратами «мыльницами» очень слабо представляют себе эти функции. После приобретения хорошей цифровой камеры с самыми благими намерениями, они быстро сдаются и переходят на автоматический режим.

Действительно ли так трудно понять настройки камеры? Конечно нет, но поначалу это кажется трудной затеей, особенно если они не поясняются простым образом.

Сегодня мы поговорим о таких настройках как диафрагма и выдержка. Диафрагма – это размер отверстия, через которое свет проникает в камеру. Чем больше это отверстие, тем ярче получается экспозиция. Выдержка – это продолжительность каждой экспозиции. Большая выдержка позволяет большему количеству света попадать на сенсор, в результате экспозиция получается ярче. Найдя правильный баланс этих двух параметров, вы сможете контролировать результат – получится ли снимок переэкспонированным, недоэкспонированным или правильным.

01

Установив камеру в ручной режим (Manual mode), вы получаете управление над обоими параметрами. Если это кажется чем-то чересчур сложным, можно начать с полуавтоматических функций: режима приоритета диафрагмы и режима приоритета выдержки.

Как работают полуавтоматические режимы? Они позволяют выбирать один параметр (диафрагму или выдержку), тогда как камера сама подбирает значения другого. Таким образом, вам доступна определенная креативность, но при этом не нужно беспокоиться о правильности экспозиции. Хорошая золотая середина.

Приоритет диафрагмы

Начнем с режима приоритета диафрагмы.

Эта функция позволяет установить диафрагму, а настройку выдержки предоставить камере.

Диафрагма контролирует глубину резкости (область на переднем плане и за предметом съемки, которая будет в фокусе). Устанавливая широкую диафрагму, вы уменьшаете глубину резкости, а с маленькой диафрагмой глубина резкости получается побольше.

Очевидно, что изменяя диафрагму, вы меняете уровень света в экспозиции. Камера компенсирует это, подбирая настройки выдержки. Таким образом, выбирая режим приоритета диафрагмы, вы получаете контроль над глубиной резкости, но в то же время, камера следит за правильностью вашей экспозиции.

Загвоздка в том, что вам все еще нужно обращать внимание на то, что происходит с выдержкой. Если она сильно увеличится, вам придется пользоваться штативом для устранения «шевеленки».

02

Режим приоритета выдержки

Здесь все происходит наоборот – вы устанавливаете выдержку, а камера старается сбалансировать экспозицию, подбирая настройки диафрагмы. Это отличный подход, если вы работаете с быстро двигающимися предметами. Иногда вам нужно «захватить» движение при помощи маленького значения выдержки или создать эффект размытия с большой выдержкой. При этом камера компенсирует все изменения экспозиции для ее стабилизации.

Для некоторых начинающих фотографов режим приоритета выдержки – хорошее начало. Ее намного легче освоить, если пользоваться штативом. Кроме того, когда камера управляет диафрагмой, она контролирует глубину резкости, которая обычно не столь критична, как выдержка. Может вы не всегда получите то, что хотите, но катастрофических ошибок тоже не будет.

Эти два полуавтоматических режима позволяют получить наибольшую выгоду. Вы можете хорошо попрактиковаться в креативных снимках, при этом высокотехнологичные механизмы камеры следят, чтобы фотография не получилась недо- или переэкспонированной. Звучит идеально.

Но зачем же тогда учиться работать в ручном режиме? Ответ весьма прост.

Оба режима – приоритета выдержки и приоритета диафрагмы работают исходя из условия, что показания экспозиции у камеры всегда корректны. К сожалению, это не всегда так. Иногда вам приходится быть умнее, чем ваша камера.

03

Ручной режим

Представьте, что вы фотографируете цветок на солнце, но фон находится в тени. Такой простой ситуации вполне достаточно, чтобы сбить камеру с толку. Она может настроить экспозицию, основываясь на фоне, увеличивая значения так, что цветок получится переэкспонированным.

В такой ситуации полуавтоматический режим не поможет решить проблему. Вы можете уменьшить яркость экспозиции, например, уменьшая размер диафрагмы. Тогда камера поменяет значение выдержки, чтобы подстроиться, ориентируясь при этом на значение экспозиции, которое кажется ей правильным.

Переключившись в ручной режим, вы сможете настроить оба параметра и создать более темное изображение, идеально экспонируя цветок на переднем плане.

Ситуации, которые требуют от вас быть умнее своей фотокамеры, возникают постоянно. Если вы понимаете, как работать с настройками ручного режима, вы берете на себя управление и сможете точно достигать желаемого результата.

По материалам www.picturecorrect.com


Categorised as: Урок фотографии



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>