От первых шагов к мастерству

on-line журнал о фотографии

Как получить правильную экспозицию

Получение правильной экспозиции – важнейший фактор для любой качественной фотографии. Экспозиция – это количество света, проникающее в камеру и формирующее снимок. При хорошей композиции это количество правильное и снимок получается сбалансированным.

Свет – вот ключевое слово. Получить корректное количество света – дело нелегкое, но к счастью в фотокамерах есть автоматические функции для его измерения. Некоторые камеры позволяют управлять этим параметром вручную, а значит можно задать количество света, попадающего на сенсор. Если света будет слишком много, фотография получится переэкспонированной – слишком светлой и вылинявшей. На таком снимке трудно увидеть детали.

01

Подобным же образом, если в камеру попадает слишком мало света, фотография выйдет недоэкспонированной. Такой снимок выглядит темно и мрачно, но это всё же лучше, чем предыдущий вариант. Почему? Потому что фотографию можно осветлить позже и детали снимка проявятся, тогда как в переэкспонированной фотографии их уже не спасти.

В вашей фотокамере есть функция для изменения яркости. Обычно её обозначают символами «+» или «-», которые меняют количество света на три пункта в ту или другую сторону. Например, вам нужно сфотографировать дерево, но на улице слишком ярко светит солнце. Нужно уменьшить экспозицию на -1, сделать снимок и посмотреть, что получилось. Если фотография все еще пересвечена, можно поменять на -2 и снова проверить.

Эта техника называется брекетинг. Когда вы делаете серию снимков с разными значениями экспозиции – это брекетинг. Он позволяет в итоге выбрать наилучший снимок из всех сделанных.

02

Экспозамер

Экспозамер – способ, с помощью которого камера выбирает правильную экспозицию. Счетчик в камере измеряет количество света в области, которую вы снимаете. В идеале, камера подбирает средние тона, чтобы результат получился сбалансированным. Если у вас зеркальная фотокамера, вам доступны несколько вариантов экспозамера.

Центро-взвешенный экспозамер означает, что камера выбирает среднее значение света в сцене. Большинство камер фокусируется в центре кадра, но некоторые учитывают также уровень освещения по краям. Поскольку фокус внимания фотографии также зачастую находится в центре, общий результат получается приемлемым.

03

Мультисегментный или матричный экспозамер. Этот метод вычисляет различные зоны в сцене, чтобы получить идеальную композицию. Обычно для этого берутся значения нескольких точек. Результат зависит от модели фотокамеры.

Ещё существует точечный экспозамер. Этот метод учитывает лишь небольшую зону в видоискателе – «точку». Для наилучшего результата, нужно установить точку в область со средними тонами, чтобы получить правильный баланс света.

Преимущество точечного экспозамера заключается в его высокой точности и возможности полного контроля. Он подходит для различных сценариев, например, когда в кадре есть луч света и очень темные участки. Слишком большой контраст между светлыми и темными участками сбивает камеру с толку. Центро-взвешенный экспозамер решит, что вся сцена яркая и выставит неправильную экспозицию. С точечным экспозамером вы можете вручную выбрать серую область, и камера не будет переоценивать количество света.

Хороший способ познакомиться поближе с точечным экспозамером – выбрать эту функцию, направить камеру на разные участки одной и той же сцены и сделать несколько снимков. Затем сравните, как выбор области экспозамера повлиял на результирующие снимки.

Там же, где нужна скорость, полезным окажется матричный экспозамер – он выполнит работу за вас.

Вспышка

Вспышка регулярно используется с фотоаппаратами-«мыльницами», но в пейзажной фотографии применять её стоит с осторожностью. Обычно вспышку подключают к камере. Когда камера определяет недостаток света, вспышка срабатывает автоматически, но её поведение можно настроить и вручную.

Если вам нужно больше мощности, можно купить отдельную голову вспышки. Так часто поступают фотографы, работающие в прессе или индустрии моды – им приходится много работать ночью или в помещении, где требуется сделать равномерно освещенный снимок динамичной сцены без риска малейшего размытия.

04

Вспышка полезна в ночной съемке. При отсутствующем источнике света без нее не обойтись, хоть можно обратиться к таким креативным техникам, как отложенная вспышка, чтобы заснять движение и шлейфы света.

Тем не менее, эффект от вспышки не всегда порадует глаз, к тому же её нельзя применять с отражающими поверхностями, иначе она свет попадет прямиком обратно в камеру. В пейзажной фотографии нужно уметь отключать вспышку, особенно при использовании большой выдержки для умышленного размытия, ведь камера захочет автоматически применить вспышку.

Вспышка также в качестве заполняющего света. В этом случае ее называют заполняющей вспышкой. Например, когда яркое солнце находится прямо за моделью или предметом, на фотографии без вспышки получится лишь силуэт, вспышка же поможет исправить эту ситуцаию.

По материалам www.picturecorrect.com


Categorised as: Урок фотографии



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>