От первых шагов к мастерству

on-line журнал о фотографии

Спортивная фотография: как заснять движение

Фотосъёмка движения, как и любой другой вид фотографии, требует тщательного выбора точки съёмки и композиции, нуждается в правильной фокусировке, глубине резкости и направлении освещения. Но кроме всего этого при съёмке движения необходимо выбрать момент съёмки с точностью до доли секунды.

Выбор момента съёмки.Момент, когда Вы нажимаете на кнопку, критически важен.

Я испытывал режим непрерывной съёмки (continuous burst mode) на старом Canon 300D и обнаружил, что он довольно медленный. Некоторое время назад я видел серию фотографий теннисной подачи, снятых на Nikon со скоростью девять кадров в секунду. Даже при такой скорости не удалось получить «денежный кадр», когда мячик отбит от ракетки, но находится всё ещё в кадре.

Так что мой совет — установите камеру в обычный режим и практикуйтесь. Это может казаться трудной задачей — поймать момент, который длится лишь десятую долю секунды. Но подумайте: парень, бьющий по мячу, должен реагировать также быстро, просто мы принимаем это как должное. На самом деле всё не так сложно, как кажется. Нужно просто учиться предугадывать действия и немного попрактиковаться.

Вот пара снимков игры в теннис. Первый сделан как раз перед ударом по мячу. Мяч видно довольно чётко, ведь он летит сравнительно медленно. А вот ракетка движется очень быстро. Она вот-вот ударит по мячу. В итоге ракетка получилась размытой.

На втором снимке мы видим мяч сразу после удара. Он летит намного быстрее и поэтому получился размытым. Даже если затвор открыт на 1/320 часть секунды, мяч за это время преодолел довольно большую дистанцию.

Фокусировка.

Фокусировка бывает настоящим кошмаром в спортивной фотографии, особенно когда действие приближается к Вам. Автофокус зачастую не справляется с задачей даже в «спортивном» режиме. Лучше вернуться в «старые добрые времена» и фокусироваться вручную.

Трудно следить за такой игрой как футбол при ручной фокусировке. Лучше для начала попрактиковаться на тех видах спорта, где движения более предсказуемы, например на лёгкой атлетике. В соревнованиях по лёгкой атлетике и в беге можно довольно точно предсказать местоположение спортсменов и Вы можете предварительно сфокусироваться на этом месте.

На следующих двух снимках фотограф заранее разместился в конце ямы для прыжков и сфокусировался там, где должны были оказаться спортсмены. В таких снимках желательно устанавливать небольшую глубину резкости, потому что невозможно предусмотреть, что окажется на заднем фоне. Для более эффектного угла, фотограф снимал, лёжа на земле.

Подойдите как можно ближе.

Самое главное — стараться находиться как можно ближе к главному действию. Большинство фотографий в этой статье были сделаны с 70-200мм зумом, но, не смотря на это, фотограф должен был подступить довольно близко, чтобы хорошо заполнить кадр. Вы должны всеми правдами и неправдами стараться попасть как можно ближе, иначе не получится сделать действительно стоящие снимки. Я никогда не встречал тихих и кротких фоторепортёров. Умение ловко орудовать локтями — важное качество каждого фотокорреспондента. Длиннофокусный объектив никогда не заменит возможность подойти на 10 метров ближе к спортсменам.

Выдержка.

В обычной фотографии единственная забота фотографа — убедиться, что выдержка достаточно быстрая и не возникнет «шевелёнки». Снимая движение, можно намного креативнее подходить к выдержке. Все зависит от относительного движения. Посмотрите ещё раз на теннисные снимки. Они были сделаны со средней выдержкой. На этих снимках чётким получилось всё, кроме ракетки и мяча, которые двигались с огромной скоростью. Ниже Вы увидите более заметное использование различной выдержки: на первом снимке с помощью размывания фона и быстродвижущихся частей тела акцентируется внимание на скорости. На втором снимке фотограф пытался максимально захватить всё, что происходило в кадре.

Работая с большой выдержкой, нужно сначала поэкспериментировать с разными настройками выдержки и быть готовым к большому количеству бракованных снимков. Необходимая выдержка зависит от того, как быстро и плавно движется объект. Если Вы снимаете проезжающую на большой скорости машину и используете технику съёмки с проводкой, у Вас может получиться снимок, на котором машина изображена чётко, а колёса и фон размыты.

Съёмка с проводкой.

Съёмка с проводкой — это такой приём, когда фотограф ведёт объектив за снимаемым предметом. Лучше всего при этом использовать штатив. Снимок ниже сделан без штатива — это заметно по форме полосок на заднем фоне. При использовании штатива они были бы прямыми. Однако самое главное в съёмке с проводкой — делать всё плавно и синхронно с движущимся объектом. Начните вести камеру перед открытием затвора и продолжайте после закрытия. Это как взмах клюшкой в гольфе, только горизонтально.

Выдержка в 1/20 секунды делает снимок довольно размытым и придаёт ощущение скорости. Ведя камеру за спортсменкой удалось заснять её чётче чем фон. В идеале я хотел бы, чтобы туловище получилось более резким, но это означало бы использовать ещё меньшую выдержку.

Как видно, выдержка в 1/2000 секунды не смогла полностью зафиксировать брызги воды. Пришлось добавлять резкости при пост-обработке. Однако, эти две фотографии прекрасно иллюстрируют разные значения выдержки.

Диафрагма.

В общем случае, в спортивной фотографии следует использовать широкую диафрагму, чтобы размыть фон и выделить нужный объект.

Иногда возникает соблазн установить более узкую диафрагму, увеличив этим глубину резкости — это даст больше свободы при фокусировке. Но в спортивной фотографии фон чаще всего беспорядочен и неинтересен, поэтому лучше оставить его вне фокуса.

Чаще всего вам нужна минимальная выдержка. Я часто устанавливаю значение ISO на 400 даже в солнечный день, чтобы ещё сильнее увеличить скорость затвора.

Главное — получить чёткие снимки без лишних деталей, запечатлеть самые важные и волнительные моменты. Будьте готовы к большому проценту неудачных снимков. Обычно я делаю 200 или даже больше снимков одного мероприятия, и я радуюсь, если хотя бы десяток из них окажутся хорошими Ведь в этом вся прелесть цифровой фотографии — неудача ничего нам не стоит.

По материалам www.geofflawrence.com


Categorised as: Искусство фотографии


One Comment

  1. [...] с проводкой — этот метод часто используется в спортивной фотографии. Вращение — Вы когда-нибудь вертели вокруг себя [...]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>